23 | 09 | 2018

Мелкая моторика у новорожденных и детей до года

 

 

Двигательная активность очень важна для нормального физического и психического развития малыша.И далеко не последнее место в этом занимает развитие мелкой моторики.По тому, как новорожденный учится действовать ручками можно определить, насколько успешно происходит развитие детского организма.

В конце третьего месяца как правило ребенок уже умеет осмысленно захватывать предметы ладонью.Это говорит о том, что к этому моменту малыш уже усвоил простые движения, в которых участвуют верхние части рук( расставляет ручки как будто для объятий), сгибает и распрямляет ручки в локтевых суставах.

С того момента, когда ребенок научился осмысленно хватать погремушку, начинается новая пора в его жизни.После 4-ех месяцев рефлекторного хватание заменяется осмысленных захватыванием.Захватывание предмета -это первое произвольное движение малыша.Впервые после появления на свет он может самостоятельно достать и потрогать то, что его заинтересовало.

 

В возрасте 4-5 месяцев у ребенка формируется глазо-моторная координация.Это означает, что кроха уже начинает сравнивать размеры предметов, даже оценивать расстояние до них.Так же у четырех-шестимесячного ребенка появляются новые движения рук: он разводит руки в стороны, поднимает до уровня глаз и выше, складывает вместе, пробует пеленку на ощупь, перебирает ее пальчиками.

 

Полезные игрушки для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев.

 

  • Ребенку в этом возрасте будет интересно поиграть с разными по текстуре и цвету кусочками ткани.Кроме того, эти кусочки послужат хорошей развивающей игрой для ребенка: он будет их мять, растягивать, трясти.Ребенку будет интересно наблюдать, как при этом меняется форма.Он поймет, что это именно он является источником таких перемен.
  • Ребенку будет очень интересно поиграть с детским ковриком, в котором на разных уровнях развешены различные интересные для него предметы: разных размеров и цветов кольца, лоскуты ткани, бахрома итд .Покупайте только такие коврики, на упаковке которых указано, что они сделаны только из экологичных материалов.

 

После полугода самым важным достижением является противопоставление большого пальца другим.На этом этапе малыш повторяет эволюционный урок-ведь именно такое строение кисти руки ( с отставленным большим пальцем) позволило давним предкам человека более успешно добывать еду с помощью умения взять в руку камень или дубинку.А это существенно увеличило шансы на выживание.

 

Так же ребенок начинает выдвигать предплечье вперед ( мы делаем подобные движения, когда собираемся открыть дверь, поворачивая ключ в дверном замке).И если до 6-ти месяцев ребенок хватал предметы из положения руки в пронации(рис 1), то теперь он берет предметы из нейтральной позиции, когда раскрытая ладонь правой руки повернута влево, а левой-вправо(рис 2).

 

Рис 1 Рис 1

 

Рис 2 Рис 2

 

 

Этот момент достаточно важен в развитии ребенка, потому что малыш теперь может видеть, как его пальчики двигаются(захват из нейтральной позиции).А до этого ладонь закрывала от него работу пальчиков(положение пронации), и ребенок ориентировался лишь на тактильные и кинестетические ощущения.

 

Таким образом малыш получает здоровый контроль над движениями пальцев, а это позволяет ему контролировать работу каждого своего пальчика.Точность и координированность движений пальце возрастает.К 7-8 месяцам движения рук и пальцев ребенка становятся более ловкими.Он теперь может стянуть с себя шапочку или носочек, катать мячи или шарики, засунуть пальчик в отверстие и вытянуть, бросать разные предметы на пол.Эти новые достижения очень радуют малютку.

 

к 9-му месяце малыш осваивает хватание предметов из положения супинации(рис 3), когда он хорошо видит предмет.Благодаря этому новому умению, действия большого и указательного пальца становятся более точными и между 9 и 12 месяцами кроха начинает использовать еще один, новый для него способ захватывания-пинцетный, в котором принимают участие оба этих пальца( рис 4).Спустя какое-то время вы заметите появление указательного жеста.

 

Рис 3 Рис 3

 

Рис 4 Рис 4

 

 

Полезные игрушки для ребенка от 6 до 9-ти месяцев.

 

  • Листы бумаги, которые ребенок мог бы мять и рвать.Лучше всего давать ребенку играть с бумагой разной мягкости и плотности-тонкие салфетки и бумажные полотенца, оберточную бумагу и тонкий картон.
  • Ребенку можно давать поиграть с печеньем и хлебом, которые можно крошить.Ребенку такая игра принесет большое удовольствие.В движении принимают участие большой, средний и указательный пальцы.С их помощью ребенок в будущем будет учиться держать карандаш и ручку, чтобы научиться рисовать и писать.
  • В качестве развивающей игрушки могут выступать емкости с мелкими однородными предметами( желуди, плоди каштана, орехи, большие бусины или пуговицы).Ребенку будет интересно вынимать их и перекладывать в другую емкость.Таким образом ребенок будет оттачивать пинцетное захватывание.

 


Читайте так же

 

 развития рефлексов у своего малыша.

Публикации по теме
Развитие мелкой моторики      у малыша, полезные игрушки для
Развитие мелкой моторики у малыша, полезные игрушки для
Ребенок в возрасте 10-ти месяцев выпускает из рук игрушку, уже понимая, что он делает.И хотя во вр
Упражнения для развития                     восприятия и мыш
Упражнения для развития восприятия и мыш
Маленький ребенок развивается очень быстро.Он впитывает новую информацию как губка.Очень важно не то
Развитие тактильной чувствительности у новорожденных
Развитие тактильной чувствительности у новорожденных
Тактильная чувствительность у новорожденного проявляется на всех участках тела.Ребенок  способен вос
Упражнения для развития памяти и внимания
Упражнения для развития памяти и внимания
Трудно переоценить значение  хорошей памяти и внимания в жизни и развитии ребенка.Они не только влия
Рефлексы новорожденного, упражнения для новорожденного на ос
Рефлексы новорожденного, упражнения для новорожденного на ос
В предыдущей статье рассказывалось о пользе движений для новорожденного.Так же была немного затронут