21 | 11 | 2018

Развитие памяти и внимания у малыша до первого годика

 

 

 

 

 

 

Казалось бы, учитывая тот уровень "незрелости", с которым ребенок появляется на свет, такие развитые функции психики, как память и внимание, еще не могут проявиться у малыша до года.Конечно же, маленький ребенок еще не способен к осознанной концентрации или произвольному запоминанию.Но внимание, как часть рефлекторных реакций, уже проявляется у малыша с первых дней его жизни.

 

 

 

 

Новорожденный малыш уже способен продемонстрировать некоторые уровни сосредоточенности: например, когда он сосет грудь, все другие звуки и движения замедляются, притормаживаются-это называется "пищевой сосредоточенностью".Когда малыш кричит, достаточно взять его на руки, чтобы он успокоился-так проявляется "вестибулярная сосредоточенность", т.е способность ребенка чувствовать изменения своего положения в пространстве и сосредотачиваться на таких ощущениях.Позже такая сосредоточенность перерастет во внимание.

 

 

 

 


Когда малыш замирает, как будто прислушиваясь или всматриваясь во что-то, это говорит о том, что в его мозгу в данный момент происходят сложные процессы.Если подкинуть и поймать несколько раз яркий мячик или другую игрушку в поле зрения 2-3 месячного ребенка, кроха сразу же прекратить сосать пустышку или активно двигать руками и ногами-на протяжении нескольких минут ребенок будет изучать то, что происходит.Спустя лишь какое-то время ( несколько минут) малыш вновь приступит к своим занятиям.Это наблюдение может сказать родителям о том, ребенок намного раньше, чем принято считать, готов рассматривать и изучать окружающий мир; когда он не спит, ему необходимо обязательно на что-то смотреть.

 

 

 

Повесьте игрушки над кроваткой своего малыша, однако не заставляйте своего кроху много времени проводить в своей кроватки.Вашему ребенку намного полезней и интересней будет "путешествовать" на руках у мамы или папы по квартире или дому.Малышу очень важно иметь множество предметов для зрительного изучения: он учится выбирать, от чего следует отвернуться, а на чем стоит остановить внимание.

 

 

По мере своего развития малыш осваивает различные способы действий с предметами, поэтому, чем больше времени он проводит с какой-то определенной игрушкой, тем больше он сможет раскрыть для себя новые стороны в ней.

 

 

 

 

 

Для сравнения попробуйте дать восьмимесячному ребенку в первый раз несколько мягких игрушек, а в другой раз-яркую коробочку с шариком внутри.Каждый раз засекайте время, которое ребенок тратит на "занятия". Внимательно понаблюдайте за крохой:

 

-с какой из игрушек он играл дольше всего;

-с одинаковой ли сосредоточенностью ребенок рассматривал игрушки;

-сколько непохожих действий делал ребенок с каждой из игрушек.

 

 

Не следует воспринимать это замечание как призыв к аскетичной обстановке, однако если вы хотите развить в своем ребенке изобретательность и нестандартное мыщление, которые невозможны без сосредоточенного углубления в изучение предмета, не спешите покупать малышу все модные новинки.Каждый раз старайтесь найти в себе мудрость своевременно остановиться и спросить себя, а действительно ли вы действуете в интересах  ребенка, а не поддаетесь родительскому тщеславию...

 

 

 

 

Что происходит в памяти ребенка

 

Работу памяти маленького ребенка "запускают" самые разные  сенсорные раздражители.Кроха запоминает различные сигналы, которые поступают по разным каналам восприятия.Первой в головной мозг   поступает информация, полученная с помощью ротика, языка, губ.Нервные окончания в полости рта настолько чувствительны, что с их помощью даже 2-месячный ребенок может воссоздать в своей памяти образ предмета, а потом узнать его на картинке, хотя никогда его не видел.В головному мозге малыша очень рано восстанавливается связь между отделами которые отвечают за тактильную чувствительность и зрение.

 

В то же время зрение на протяжении первых 2-3-месяцев жизни ребенка  заметно  уступает обонянию по степени чувствительности, .Видимо, обостренное обоняние компенсирует у малышей  еще  недостаточно развитое зрение.Кроха запоминает запахи мамы и папы( особенно мамы) в первый же часы после появления на свет.

 

 

 

Из-за еще недостаточно развитого зрения , малыш пока узнает и запоминает людей по очертаниям, по форме головы, волос, не акцентируя внимания на отдельных предметах.Если мама в первые недели изменит прическу или цвет волос-малыш будет встревожен.До того, времени, пока не услышит ваш голос, ребенок будет считать, что видит незнакомого человека.

 

 

 

 

На пороге 4-го месяца ребенок начинает активно изучать и запоминать все то, что происходит вокруг него: слова мамы и папы, обстановку в комнате и.т.д.

 

К 4-5 месяцам у ребенка дифференцируются реакции на разных взрослых-на родителей, родственников из ближайшего окружения, знакомых и незнакомых.Разное поведение в каждом случае означает, что малыш прекрасно их различает.

 

Если ребенок на постоянном месте находит один и тот же предмет ( красный коврик в ванной, синюю вазу на столе, кубики в зеленой коробке) -это хорошо на него влияет, ведь так объект крепко вписывается в схему представления ребенка о порядке.При этом не следует под словом "порядок" понимать идеальное состояние в квартире.

 

 

Порядок следует понимать не как стерильность, а как присутствие постоянных ориентиров, которые имеют значение для малыша,-именно они должны иметь неизменное место.

 

Вообще, следует иметь в виду, что дети намного более чувствительны к переменам в определенном порядке вещей, чем взрослые, так как запоминают предметы не в отдельности, а в взаимосвязи друг с другом.Нарушение этих связей часто вызывает необъяснимые на первый взгляд изменения в поведении ребенка-он может стать плаксивым, капризным, даже потерять аппетит.Конечно, не все изменения неприятны для ребенка, но тем не менее не стоит недооценивать склонность малыша к определенному порядку.Его способно нарушить любой нововведение, и если оно дезориентирует ребенка, он даст это понять.

 

Хорошо развитые внимание и память залог успешного развития  речи у ребенка, поэтому очень важно своевременно начать их развивать у своего малыша.

 

 

 

 

 

 

 

Публикации по теме
Почему новорожденный плачет, как кормить новорожденного
Почему новорожденный плачет, как кормить новорожденного
После родов организм женщины сразу же начинает готовиться к кормлению новорожденного. Сразу после то
Развитие зрения у детей грудного возраста
Развитие зрения у детей грудного возраста
Дети появляются на свет не слепыми, однако у новорожденных зрение не развито в достаточной степени.Д
Развитие слуха у детей грудного возраста
Развитие слуха у детей грудного возраста
Слуховой канал восприятия у малышей задействован еще до появления на свет.Околоплодные воды лишь сле
Мышление и развитие любознательности у малыша до 1 года
Мышление и развитие любознательности у малыша до 1 года
Ребенок начинает познавать мир всеми доступными  способами сразу же после того, как он прошел период
Первые дни жизни новорожденного
Первые дни жизни новорожденного
  Когда ребенок появляется на свет, если молодая мама и он чувствуют себя неплохо, малыша размещают